Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из приоритетных направлений общественной политики русского государства является предупреждение детской инвалидности. В Российской Федерации в текущее время 1,6 млн детей относятся к категории лиц с ограниченными вероятностями. Около миллиона детей с ограниченными вероятностями нуждаются в физической, психолого-педагогической и юридической помощи.
В современных условиях становится востребованной задача удачного управления процессом социокультурной реабилитации детей с ограниченными вероятностями. Поиск результативных средств психолого-педагогической коррекции и социокультурной реабилитации детей с ограниченными вероятностями - одна из основных задач, поставленных перед современным обществом.
Ребенок с ограниченными вероятностями должен благополучно приспособиться в социуме. Теперешний подход к задаче детей с ограниченными вероятностями связан с их адаптацией и абилитацией в общественной среде.
Степень разработанности. Задачами социализации детей с ограниченными вероятностями занимались такие ученые, как Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова и др. Теоретические загвоздки социокультурной реабилитации исследуются многими учеными. Л.В. Мерцалова считает, что индивид, приобщаясь к культуре, становится частью культурного сообщества; Ю.С. Моздокова и А.В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию как, во-первых, процесс; во-вторых, комплекс мероприятий. Терминологическое поле социокультурной реабилитации исследует О.А. Шабанова, определяя социокультурную реабилитацию как систему «организационных приемов и способов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления служб, применяемых с целью оказания им помощи в поправлении (компенсации) нарушенных либо потерянных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, надобностями и потенциальными вероятностями».
Е.Л. Луценко разработал следующие тезисы социокультурной реабилитации: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция недостатка с учетом метаморфозы психосоматического состояния ребенка с ограниченными вероятностями. Загвоздками социокультурной реабилитации в России занимались ученые Московского государственного института культуры и искусств. Разработкой задачи становления творческих способностей у детей с ограниченными вероятностями здоровья в социокультурной сфере занимались и русские ученые, психологи, педагоги: Ю.Д. Красильников, Е.О. Самохина, Г.Г. Силласте, Н.Ф. Спинжар, Л.А. Акимова, М.Н. Гуслова, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздокова, Т.Г. Киселева, М.П. Коновалова.
Приобщение детей, имеющих ограничения в физическом становлении, к творчеству является важнейшей задачей социокультурной среды Германии в совокупности и всех реабилитационных центров, в частности. В творческой деятельности энергичнее идет процесс самоутверждения и самореализации, становление этично-эстетических качеств фигуры, духовное становление ребенка-инвалида. Теоретический, фактический интерес к данной загвоздке, а также заказ общества актуализировал надобность создания реабилитационных центров на территории России. Основными составляющими в работе таких центров с специальными детьми являются индивидуально-личностный и дифференцированный поход к всем ребенку, комплексность, непрерывность, систематичность и преемственность в реабилитационной работе.
Качественные метаморфозы общественно - культурных компонентов современного социума влияют на нрав инвалидной среды в совокупности и ассиметрично на ее составляющие, определяемые нравом заболевания и степенью ограничения вероятностей инвалида. Это определяет надобность теоретического переосмысления оглавления представления «реабилитация» в ее социокультурной составляющей. Переосмысление оглавления представления «социокультурная реабилитация» рассматриваемой в качестве спец технологии общественно-культурной деятельности применительно к новой стратегии обеспечения равных вероятностей инвалидов в совокупности и детей-инвалидов, в частности, может помогать значительной коррекции сущности и оглавления ряда направлений общественной и педагогической деятельности. В итоге такой подход горазд определить новое направление научных изысканий в ряде направлений педагогической науки и практики, в частности - теории и методике общественно -культурной деятельности, коррекционной педагогике, общественной педагогике, реабилитологи.
Объект исследования - детская инвалидная среда в общественно - культурном пространстве современного социума.
Предмет исследования - методика и практика обеспечения равных вероятностей становления и инкультурации детей - инвалидов в современном обществе на основе применения педагогических источников общественно-культурной деятельности.
Степень разработанности задачи.
Обзор методологических, научных, документальных, методических источников в процессе изыскания включал постижение нормативно-правовой базы политики государства в отношении инвалидов, обеспечении условий их реабилитации и социализации.
Цель исследования: разработка педагогической доктрины социокультурной реабилитации детей - инвалидов в условиях современного социума, включающей:
• теоретические основания социокультурной реабилитации детей - инвалидов, полагающие модификацию парадигмы отношения к инвалидам как лицам с ограниченными возможностями на подход «обеспечения равных вероятностей»;
• определение организационно - технологических источников общественно -культурной деятельности;
• прогностическую организационно-функциональную модель реабилитации разных категорий детей - инвалидов в культурно - досуговой сфере;
• педагогические данные реализации особых реабилитационных спец технологий.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить системный обзор задачи социокультурной реабилитации детей-инвалидов в контексте обеспечения равных вероятностей их становления;
2. Раскрыть нынешнее представление о сущности реабилитации и инультурации детей - инвалидов;
3. Охарактеризовать реабилитационный потенциал разных спец технологий общественно - культурной деятельности;
4. Определить социокультурные источники реабилитации детей - инвалидов в современном обществе.
Работа выполнена в соответствии с ГОСТ Р. 7.0.5 – 2008. Библиографическая ссылка и ГОСТ 7.0.100 – 2019 и методическими рекомендациями, утвержденными кафедрой востоковедения (протокол № 2 от 25 октября 2019 г.).
Глава I Теоретические основы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.1. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством раскрытия творческого потенциала.
Нынешнее социум уделяет огромное внимание реабилитации и социализации детей с ограниченными вероятностями здоровья (ОВЗ). Эксперты различных областей: дефектологи, психологи, логопеды и др. разрабатывают и внедряют авторские программы, в которых применяются инновационные способы и средства реабилитации и социализации детей с ОВЗ. В России реабилитационные мероприятия являются приоритетным направлением в общественной политике. Но, к сожалению, на данном этапе, рассматривая программу «Доступная среда 2011 - 2020» «в текущее время доступность среды для инвалидов в Русской Федерации находится на низком ярусе. Как показывают итоги социологических изысканий, особенно скептически доступность общественной инфраструктуры в стране оценивают респонденты с нарушениями функций опорно-двигательного агрегата: примерно 60% из них доводится преодолевать барьеры при пользовании социальным транспортом, 57-58% - при посещении учреждений культуры и государственных учреждений, 48% - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению подмечают сложность либо полную неосуществимость посещения спортивных сооружений и мест отдыха» [1, с.26].
Личный подход в вопросах реабилитации детей с ОВЗ играет огромную роль. При этом обязаны учитываться данные внутри семьи, доступная образовательная среда, трудовая действие, личностные особенности ребёнка. Ребёнок с ограниченными вероятностями здоровья может стать полновесным членом социума и вести независимую жизнь, но для этого нужна специализированная ранняя работа с такими детьми. Раскрытие творческих способностей ребёнка является главным аспектом для социокультурной реабилитации. Вследствие раскрытия творческого потенциала в грядущем дети могут не только быть самодостаточными, но снискать уважение социальном сообществе.
Разглядим несколько выдающихся личностей, которым инвалидность не помешала обнаружить своё место в мире искусства:
1. Людвиг Ван Бетховен - композитор XVIII - XIX столетия, позже потери слуха начал писать реальные шедевры.
2. Рэй Чарльз - известный заокеанский слепой музыкант, на его счету 70 студийных альбомов, в стиле соул, джаз и темп-энд-блюз.
3. Стивен Уилтшир - глобально знаменитый художник с синдромом Саванта, прославившийся своими способностями в воспроизведении городских пейзажей, увиденных лишь некогда.
4. Кристи Браун - феноменальный ирландский художник, писатель, писатель, в детстве страдал ДЦП. По его истории был снят фильм «Моя левая нога».
5. Питер Лонгстафф - был рождён без рук, рисует поражающие картины правой ногой.
На этом безусловно список не заканчивается, людей с ОВЗ, для которых искусство стало большим толчком к реабилитации и независимой жизни, таких людей большое число по каждому Земному шару. Реабилитация посредством искусства состоит из разновидных мероприятий, целью которых является поправление культурного ранга человека с ОВЗ как самодостаточной фигуры.
Раскрывая в себе творческий потенциал, инвалиды становятся ближе к культуре и искусству, это помогает им приспособиться в повседневных социокультурных обстановках, а также дозволяет расширить виды досуговой деятельности [2, с.18]. Весь вид искусства владеет своими неповторимыми качествами. То, что дозволено сказать с поддержкой холста, кистей и красок - не неизменно получается описать в танце либо же музыке.
Для становления эстетического вкуса, а также слаженно развитой фигуры, нужно комплексное знакомство с разными видами искусства. Существуют разные спецтехнологии для реабилитации инвалидов, в основном они направлены на взаимодействие в социуме и становление коммуникативных навыков.
К особенно распространённым спецтехнологиям социокультурной реабилитации относятся:
1. Арт-терапия
2. Музыкотерапия
3. Игротерапия
4. Куклотерапия
5. Глинотерапия
6. Танцетерапия
7. Сказкотерапия [2, с.24].
На данной ступени становления социума прослеживается дальнейшая склонность: дети, подростки, молодые люди, а также пожилые граждане с ограниченными вероятностями здоровья почаще применяют пассивные формы проведения досуга, а это влияет на неудовлетворительный ярус культурной неосведомлённости. Для решения этой загвоздки применяются информационно-просветительные спецтехнологии, вследствие им у людей с ОВЗ и членов их семей формируется энергичная позиция в проведении их досуга. Приоритетным для обговариваемой нами категории людей, является внедрение, для самосовершенствования фигуры, культур творческих спецтехнологий.
Такие спецтехнологии дозволяют обеспечить данные для творческого становления человека. Развивая в себе творческие способности, человек становится менее раздражительным, уменьшается вероятность возникновения депрессивного состояния, возникает убежденность в себе и чувство собственной важности, а также удовлетворение от итога своей работы. Применение в целях реабилитации спецтехнологию социокультурной анимации, разрешает сформировать независимую общественно энергичную фигура. По словам Ю. С. Моздоковой: «Социокультурная анимация - это реабилитационная спецтехнология психологической направленности, имеющая целью метаморфоза отрицательного отношения к реалиям жизни, поведения, межличностных и коллективных отношений путём непосредственного погружения фигуры в социокультурную среду, что дозволяет достичь результат “одухотворения, оживления” психоэмоциональной сферы, мировоззренческой установки реабилитанта, позитивации его воспринятия жизненной обстановки. Это влияние осуществляется посредством разновидных видов, методов и форм социокультурной деятельности, в том числе игровой» [3, с 68].
С поддержкой рекреативно-оздоровительных спецтехнологий реализуется оздоровительная действие с применением игровых и развлекательных мероприятий. О работе социокультурных спецтехнологий в России свидетельствуют разные проводимые научные форумы, симпозиумы, семинары, фестивали, конкурсы и т.д. Одним из таких является интернациональный форум «Общественно-культурная анимация: от идеи к воплощению» его посещают эксперты из разных уголков России, далекого и ближнего зарубежья, его целью является обсуждение востребованных задач становления русского и зарубежного образования, современных спецтехнологий общественно-культурной деятельности и главных аспектов улучшения сферы туризма, общественно-культурной анимации.
Для людей с ограниченными вероятностями здоровья проводятся фестивали творчества, на которые помогают людям раскрыться и самовыражаться. Скажем, фестиваль специальных театров «Протеатр», Интернациональный кинофестиваль для людей с инвалидностью «Кино без барьеров», Интернациональный филантропический танцевальный фестиваль «Inclusive Dance». Весь вид искусства (музыка, театр, хореография, изобразительное искусство) раскрывает многогранность фигуры, повышает самооценку и развивает воображение. Схожие фестивали ориентированы на душевно-моральное воспитание социума на примере миролюбия, получение творческих связей между людьми с ограниченными вероятностями здоровья, на привлечение внимания общественности к задачам инвалидов.
При организации реабилитации посредствам становления творческих способностей людей с ограниченными вероятностями здоровья, значимо использование комплекса разных видов искусства, дабы процесс приобщения к художественно - творческой деятельности становился не только целью, но и методом знания мира и средством чувствительного выражения чувств самого создателя [4, с.88]. Так какова же основная цель социокультурной реабилитации? Это становление творческого потенциала фигуры, нравственного и эстетического улучшения. Творческая действие даёт положительный настрой, силы совершенствоваться и исполнять свои основные трудовые обязанности.
1.2. Методы социокультурной реабилитации инвалидов
В последние годы в стране и крае отслеживается устойчивый рост числа людей с ограниченными вероятностями жизнедеятельности. В связи с этим инвалидность как общественное явление становится загвоздкой не одного человека, а социума в совокупности. По данным ООН, появлению инвалидности в основном содействуют такие поводы как: ухудшение экологической атмосферы, неблагополучные данные труда, рост травматизма, неимение вероятностей для здорового образа жизни, высокий ярус заболеваемости родителей. Как отмечается в Законе «О общественной охране инвалидов» в Русской Федерации: «инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со упрямым расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм либо недостатками, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее надобность его общественной охраны».
Ограничения жизнедеятельности - полная либо частичная утрата лицом способности, либо вероятности осуществлять самообслуживание, независимо передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В конвенции о правах инвалидов представление «инвалидность» рассматривается как взаимодействие между состоянием данного индивидуума (скажем, находящегося в инвалидной коляске либо страдающего нарушениями зрения) и факторами среды обитания (скажем, отрицательного отношения либо недоступности зданий), которые совместно приводят к инвалидности и негативно влияют на участие индивида в жизни социума. Задача общественной реабилитации инвалидов и их адаптации к условиям жизни в обществе является одной из основных граней злободневных загвоздок современного общества.
Дополнительную остроту и значимость в данном вопросе приносят метаморфозы в подходах к людям с ограниченными вероятностями здоровья. Процесс реабилитации этой категории граждан к основам жизнедеятельности социума изучается на современном этапе становления общественной работы. Реабилитационные процессы определяют результативность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают эксперты, работающие с инвалидами.
Социокультурная реабилитация - это целостный комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду добиться и поддерживать оптимальную степень участия в общественных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для положительных изменений в образе жизни и полную интеграцию в социум за счет растяжения рамок его автономности. Наравне с тем, что общественный навык, связанный с инвалидностью, на сегодняшний день неудовлетворительно сформирован, нарушается гармоника отношений инвалидов с окружающей средой. Из этого следует, что имеется надобность образования нового актуального навыка, во многом чудесного от бывшего. Основная цель социокультурной реабилитации - создание путей поправления связи между инвалидом и окружающей средой за счёт становления у него знания пользоваться новыми методами ориентации. Социокультурная реабилитация разрешает объединять приобретаемые умения и навыки с определенными составляющими формами жизнедеятельности: жизнеобеспечением, общественной коммуникацией, рекреацией и социализацией.
Проведенный обзор разрешает констатировать, что в текущее время процесс общественной реабилитации инвалидов затруднен по дальнейшим причинам: - у большинства лиц с ограниченными вероятностями здоровья низкий ярус удовлетворенности жизнью; - негативная динамика отражается также в ярусе самооценки; - у инвалидов имеются значительные загвоздки в области коммуникации с окружающими, а также во взаимоотношениях с родными и близкими; - в чувствительном состоянии инвалидов зачастую отслеживается тревожность и нерешительность в грядущем, пессимистический взор на жизнь. Именно вследствие современным способам социокультурной реабилитации есть огромная вероятность избавиться от вышеперечисленных задач.
Социокультурная реабилитация на сегодняшний день является одним из современных и действенных направлений комплексной реабилитации инвалидов. В связи с этим имеется надобность в непрерывном становлении и усовершенствовании подходов, форм и способов общественной работы с инвалидами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андрусяк Н. Ю., Безенкова Т. А. Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 24-30.
2. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида [Текст] / М.М. Айшервуд. –М.: ВУ, 2009. – 86 с.
3. Беляева, М.А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка инвалида: учеб. пособие / М.А. Беляева. – Екатеринбург: АМБ, 2001. – 120 с.
4. Богуславский, М.В. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори [Текст] / М.В. Богуславский, Д.Г. Сороков. – М.: МЦМ, 1994. – 146 с.
5. Быков, Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество /Д.А. Быков //Дополнительное образование. – 2006. – №1. – 26 с.
6. Гадирова, Н.Г. Реабилитация детей с ограниченными возможностями физического здоровья в социокультурной среде Германии: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.Г. Гадирова. – М., 2002. – 243 с.
7. Грачев, Л. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации [Текст] / Л. Грачев // Соц. Обеспечение. – 1994. – №8. – С. 42-47.
8. Дети с ограниченными возможностями здоровья: коррекция, адаптация, общение [Текст] / Междунар. Федерация дет. орг., Дет. Орден милосердия, Фонд Форда, Моск. представительство. – М.: Кошкин дом, 1999. – 122с.
9. Долгих, И.Е. Социокультурная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями [Текст] / И.Е. Долгих //Литературно педагогические Лихановские чтения (г. Белгород, 19-20 декабря 2006 г.). – Белгород: Константа, 2007. – С. 135-139.
10. Ерошенков, И.Н. Культурно досуговая деятельность в современных условиях [Текст]: Лекция / И.Н. Ерошенков. – М.: МГИК, 1994. – 32 с.
11. Жданко, Т.А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Электронный ресурс] / Т.А. Жданко // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. – 2013. –№4.
12. Лукомская, И.Л. Социокультурная интеграция специалистов и родителей в реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / И.Л. Лукомская. – М.,2004. – 188 с.
13. Луценко, Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов: на примере Еврейской автономной области [Электронный ресурс]: дис. канд. соц. наук / Е.Л. Луценко. – Хабаровск, 2014 – 173 с.
14. Малофеев Н. Н. Научные достижения отечественной дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной и реабилитационной помощи детям с нарушениями развития // Специальное образование, 2014. № X. Т. II. С. 9–17.
15. Мерцалова, Л.В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы [Текст] / Л.В. Мерцалова // Материалы I Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001. – 363 с.
16. Моздокова, Ю.С. Совершенствование технологических процессов социокультурной реабилитации инвалидов [Текст] / Ю.С. Моздокова // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. – М.: МГУКИ, 2001. – С. 23.
17. Моздокова Ю.С. Развитие технологий социокультурной реабилитации инвалидов как потребность общества // Социальная политика и социология. 2011. № 10 (76). С. 40–47.
18. Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2018. Вып. 3(10). С. 7–24.
19. Мустаева Ф. А. Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи // Вестник Челябинского гос. ун-та, 2015 № 1. С. 162–167.
20. Негин В. В, Григорьева Е. И. Роль социально-культурной деятельности в процессе профилактики молодежного экстремизма // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 4 (168).
21. Негин В. В, Григорьева Е. И. Роль социально-культурной деятельности в процессе профилактики молодежного экстремизма // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 4 (168).
22. Олейник Е. В., Каукина М. П. Молодые инвалиды на рынке труда // Молодежь в современном обществе: сборник материалов Всерос. заоч. науч.-практ. конф. / под ред. С. А. Бурилкиной, Б. Т. Ищановой, О. Л. Потрикеевой, Е.Н. Ращикулиной, Г.А. Супруненко. Магнитогорск: Изд-во «Магнитогорского гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. С. 195-202.
23. Потрикеева О. Л., Матиевская Т. Ю. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: достоинства и недостатки // Дневник науки. Пермь. 2017. № 10 (10). С. 8.
24. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 50-58.
25. Принципы социальной реабилитации [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://revolution.allbest.ru/psychology/00274659_0.html (дата обращения: 28.02.23).
26. Проблемы социализации дошкольников из неполных семей. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.blyo.ru/referaty_po_
psixologii/kursovaya_rabota_problemy_soc (дата обращения 21.02.23).
27. Психологос Энциклопедия практической психологии Адресность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/ view/adresnost (дата обращения: 28.02.23).
28. Пыхтина, М.В. Организация творческой деятельности в процессе социально-эстетической абилитации детей со зрительной депривацией в специализированой школе [Текст] / М.В. Пыхтина // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. – М.: МГУКИ, 2001. – 85 с.
29. Раннее вмешательство // Вчера, сегодня, завтра. – 2008. – Вып. 1. – С. 27-33.
30. Салахов, Р.Ф. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами художественно-компьютерной графики: автореф. дис. … канд. пед. наук / Р.Ф. Салахов. – Казань, 2011. – 257 с.
31. Словарь медико-социальных понятий. Реабилитация социокультурная [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shemshur. narod.ru/Portfolio/Sv_Dim_school/Vocabluary.pdf (дата обращения: 12.03.23).
32. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида [Текст]: учебно-методическое пособие / И.И. Поташова, Е.Д. Худенко, И.В. Кальянов [и др.]. – М.: Гуманит. изд-во, 2007. – 212 с.
33. Социальная адаптация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=5734 (дата обращения: 24.02.23).
34. Социокультурная реабилитация инвалидов Материал из Википедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/% D1%EE%F6%E8%EE%EA%F3%EB%FC%F2 (дата обращения: 12.03.23)
35. Социокультурная реабилитация инвалидов [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/psikhologicheska (дата обращения:28.02.23).
36. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки / под науч. ред. Т. Г. Киселевой, В. И. Черниченко, Н. Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2021. Вып. 23. С. 39–47.
37. Шипицына, Л.М. Экскурс в историю интеграции / Л.М. Шипицына // Специальная педагогика / Под ред. М.Н. Назаровой. – Москва: Академия, 2014. – 400 с.